Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д


страница1/8
fil.na5bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПСИХОЛОГИЯ»
«Работа допущена к защите»

Заведующая кафедрой,

д.псх.н., проф.

Санжаева Р.Д.

_______________________

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выполнил: студент заочной формы обучения

Нестерова Надежда Ивановна
Научный руководитель:

Санжаева Р.Д.,

д.псх.н, проф.

Улан-Удэ

2014

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Общие представления о личности………………………………………….. 8

1.2.  Психологическая структура личности. Процессы становления личности……………………………………………………………………….12

1.3. Проблемы развития личности в младшем школьном возрасте …………... 19
ГЛАВА II. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Общие условия, факторы семьи, влияющие на развитие личности

младшего школьника……………………………………………………………….28

2.2. Критерии и подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья». Влияние неблагополучной семьи на развитие личности в младшем школьном возрасте……………………………………… …………………..37 

2.3.  Условия, влияющие на развитие личности ребенка и психологические проблемы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье с алкогольной зависимостью…………………………………………………45

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

3.1. Методы исследования…………………………………………………………58
3.2. Результаты исследования……………………………………………………...65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………… 86
ПРИЛОЖЕНИЕ









ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы. Современная экономическая и социальная ситуация в деревнях и небольших поселках Забайкальского края на сегодняшний день является достаточно сложной. Низкий уровень жизни, безработица, высокий уровень инфляции, неустроенность жизни людей ведут к изменениям, которые влияют, прежде всего, на социальное здоровье населения. Эти изменения провоцируют социальную дезадаптацию людей, повышение уровня эмоциональной напряженности, агрессивности, влекут за собой изменение системы ценностных ориентиров, изменение межличностных взаимоотношений. Такие изменения ведут к распространению наркомании, токсикомании, но в первую очередь к массовому распространению алкоголизма.

Под термином «алкоголизм» объединяются все формы злоупотребления  спиртными напитками, оказывающие отрицательное влияние на здоровье пьющего, его поведение, профессионально-трудовые установки и взаимоотношения с окружающими.

Школа в небольшом поселке служит своеобразным индикатором изменений, происходящих в обществе. Так как, происходящие в обществе процессы особенно болезненно на подрастающем поколении. Постоянно увеличивается число детей из семей, где один и чаще всего оба родителя больны алкоголизмом. Постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительской заботы и внимания, растет число детей, вовлеченных в преступную деятельность. Многие дети бродяжничают, вынуждены добывать кусок хлеба для себя и своей семьи. Большое количество детей оказываются в асоциальной среде, где их здоровье и жизнь очень часто находятся под угрозой.

Влияние семьи на формирование личности ребенка волнует людей еще с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Аристотеля, Платона, Ж.-Ж.Русо, Я.А.Каменского – мы находим их отношение к семье как к фактору воспитания, оценку ее роли в становлении и развитии жизни каждого человека.

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает большую тревогу. Данной проблемой занимались и продолжают заниматься как отечественные (Алипов В. И., Корхов В. В., Аккерман Н., Баринова И.Г., Бодалев А.А., Столин В.В. , Борисов Е. В., Василевская Л. П., Висневская Л. Я., Данилова Е. А., Грибанова Г. В., Ковалев С.В., Копыт Н. Я., Скворцова Е.И, Лебедев Б. А., Дунаевский В. В. , Личко Е. А., Таболин В. А., Жданова С. А. и др.) так и зарубежные (Адлер А. , Бернс Р., Сатир В., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.  С.Конн и др.) учёные.

В первую очередь от злоупотребления алкоголем страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности. Все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто страдает различными нарушениями центральная нервная система. Помимо этого, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается нарушениями на биологическом уровне . Алкоголизм родителей формирует целый комплекс негативного влияния на ребенка в семье. Неправильное воспитание, длительное общение с социально дезорганизованной средой (неблагополучная семья и неформальная группа) предопределяет одностороннюю ориентацию личности ребенка.

Все это, вместе взятое, делает психику ребенка трудновосприимчивой к педагогическим воздействиям, к социальным и нравственным ценностям. Приобретенные таким образом эмоционально-поведенческие и личностные отклонения, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и приводят к крайней дезадаптации ребенка в целом.

В свою очередь социальная дезадаптация ведет к утяжелению личностных и поведенческих нарушений. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения.

Как выделяют ученые, огромную роль играет семейная предрасположенность стать алкоголиком или наркоманом. По статистике, дети, рожденные в семьях, злоупотребляющих алкоголем, больше других подвержены риску стать алкоголиками.

К сожалению, педагоги массовых школ недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому необходимо более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков, с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов и технологий воспитания и обучения таких детей.

Объект исследования: младший школьник, воспитывающийся в семье с алкогольной зависимостью.

Предмет исследования: особенности развития личности детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи, где родители страдают алкоголизмом.

Цель исследования: изучить личностные особенности ребёнка, воспитывающего в неблагополучной семье, где родители страдают алкогольной зависимостью.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу и описать процесс становления личности ребенка в младшем школьном возрасте, изучить особенности возрастного развития младшего школьника.

  2. Проанализировать общие условия и факторы семьи, и выявить ее влияние на формирование личности подростка. Описать условия, влияющие на развитие ребенка в младшем школьном возрасте в семье с алкогольной зависимостью.

  3. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей, о его влиянии на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких детей.

  4. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей, о его влиянии на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких детей.

  5. Подобрать методики для изучения личностных особенностей детей младшего школьного возраста из семей алкоголиков. Провести описание методов, методик исследования. Организовать и провести исследование психологических особенностей детей из алкогольных семей.

  6. Обработать и сопоставить результаты и сформировать выводы относительно личностных особенностей детей из алкогольных семей.

Гипотеза исследования:

Младший школьник, воспитывающийся в семье алкоголиков, обладает особенностями в эмоциональной сфере, высоким риском повторения алкогольного поведения и имеет устойчивое негативное самоотношение, что выражается в неуверенности в себе, боязни совершать пробы, в неумении продуктивно организовывать свое свободное время.

Методы исследования:

теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ литературы;

эмпирические: наблюдение, беседа, опросник Г. Айзенка для диагностики эмоциональной и личностной сферы младшего школьника, тест Р. Кеттелла, детский вариант, адаптированный Э.М. Александровской для оценки индивидуально-психологических особенностей личности, кинетический рисунок семьи, КРС для определения особенностей восприятия семьи, внутрисемейных отношений.

Эмпирическая база исследования: МОУ СОШ № 70 п. Аксеново-Зиловское, Чернышевского района Забайкальского края в исследовании данной гипотезы принимали участие 30 учащихся 3-4 классов, в возрасте 9-11 лет.

Методологической основой исследования послужили основные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер влияния семьи на личностное развитие ребенка таких авторов как Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из семей алкоголиков, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и других.

Новизна работы: попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему. Выявлены типы неблагополучных семей. Определены критерии неблагополучной семьи, оказывающие влияние на психологическое развитие детей младшего школьного возраста.

Подобраны диагностические методики, позволяющие выявить психологические особенности личности младшего школьника из неблагополучной семьи. Разработаны рекомендации по работе с детьми из алкогольных семей в школе.

Практическая  значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе школьных практических психологов, а также психологов дошкольных учреждений и психологических служб. 

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые разделены на параграфы, заключения, списка использованной в работе литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Общие представления о личности

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Вопрос о том, какого человека можно назвать личностью — один из центральных практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из основополагающих. В теории Рубинштейна личность образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни человека. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее» [3, с. 46].

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки[45, c. 46].

В структуру личности обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей [4, с.264].

Понятие личности относится к числу самых неопределенных и спорных терминов в психологии. В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт написал монографию «Личность: психологическая интерпретация», в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. Ни одно из них его не устроило, и он предложил свое. Так поступали и другие ученые, претендовавшие на создание собственной теории личности. Поэтому можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений.

В своих трудах Б.Г.Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр [1, с. 187].

А.В.Петровский в соей теории характеризует личность в системе межличностных отношений, в связи, с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей [9, с. 365].

По мнению Л.И. Анцыферова личность определяется как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений [11, с. 87].

Много других определений личности приводится в книге И.Б.Котовой «Психология личности в России», которая проанализировала представления о личности у отечественных философов и психологов, начиная с конца прошлого века по нынешнее время.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет [24, c. 59].

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками.

Так ребенка, подростка корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении [19, c.91]. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности[51,c.96].

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшими. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами [12, с. 96].

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ [49, c.37].

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С.Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную - возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей.

Личность, по мнению С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране [35, c.75].

Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.
1.2. Психологическая структура личности. Процессы становления личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемыми «чертами личности». Их много. Но все эти свойства личности психологи условно пытаются уложить в некоторое количество подструктур [26, c. 81].

Согласно концепции К.К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. Индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности определяется также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен [4, с. 182].

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание [7, с. 83].

Но А.Н. Леонтьев в своих трудах описывает личность, как социальную сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности [3, с. 387].

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего развития личности [14, c. 341].

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, в отрицательном возникает недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом [48, c. 69].

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек себе строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он сам должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к «распылению» роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей [33,c. 59].

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративность), которое выражается главным образом в «интересе к подрастающему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет негативным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений [35, c. 41].

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Разрешение жизненного пути зависит от того, как он был пройден. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить. Если он не может свести свои прошлые поступки в единое целое, то завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать все заново.

Переходя из одного периода в другой, человек проходит стадии становления личности. Может ли какой-то другой человек повлиять на эту ситуацию? Конечно же, да. И не один определенный человек, а целое общество, но самое главное - это семья и родители. Еще древние считали труд учителя великим, а родительский долг человеческим подвигом. К несчастью, ценность личности в последнее время несколько потеряло в «стоимости», поистерлись такие понятия как достоинство и честь. И самыми первыми это почувствовали дети [30, c. 36].

Как же проходит процесс становления личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы, на этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности этой группы, становится, как все. Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptation — приспособление).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили ее [53, c. 94].

Третья фаза - интеграция (от лат. integration - восстановление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Успешное преодоление трудностей в каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности. Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.

Среди агентов социализации принятого выделять ближайшее окружение человека - семью, родственников; сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди определенным образом влияют на формирование взглядов, убеждении, ценностей [17, c. 71].

В семье складывается определенный уклад, привычки, традиции, которым человек часто следует всю жизнь. Если этот уклад неблагоприятен для становления человека, его личность может, либо деформироваться, либо противостоять неблагоприятным условиям.

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека - организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государство, церковь, средства массовой информации, политические партии и общественные организации. Все они для взрослых людей играют важную роль, но нет ничего более важного, чем для детей семья и ближайшее окружение.

Еще в утробе матери ребенку, где хорошо и беззаботно, ничего не предвещает опасностей и мама всегда рядом. Но вот рождение: тревога, незнакомый мир, приходит чувство беспокойств - здесь уже не так тепло и уютно, не так беззаботно и хорошо. Вскоре ребенок принимает этот мир, начинается его освоение, познание.

Стремление к осознанию самости начинается очень рано. Вместе с этим появляются и внутренние проблемы. Еще в детстве ребенок капризами обращает на себя внимание, показывая свою значимость людям, которые его опекают [47, c. 88].

Пока ребенок маленький, он находится, по большому счету, под опекой взрослых - родителей, бабушек и дедушек. Много ли, мало ли внимания взрослые оказывали бы ребенку, все равно внутренний мир последнего будет формироваться под непосредственным влиянием старших. С трех лет в роли важнейшего занятия ребенка выступает игра. Психологически - сюжетно-ролевая игра есть важнейший способ освоения ребенком мира людей, норм их отношений, традиций, их занятий и принятых ими обычаев.

Ребенок, как губка, впитывает в себя все, как хорошее, так и плохое, принимая это за игровой сюжет. Ругательное слово он повторяет, еще не понимая его значения. Но при этом он уже знает, что его для чего-то говорят взрослые, и оно для них имеет смысл. Все это восприятие поступков, слов и отношений взрослых откладывается в подсознании детей, закладывая фундамент мировоззрения самого ребенка. То есть это является тем строительным материалом, из которого повзрослевший ребенок построит, как минимум, основы своего будущего внутреннего мира, его будущие достоинства и недостатки. А ребенок вбирает в себя далеко не только то, чего хотят взрослые...

Практически, развитие личностных качеств зависит от содержания и интенсивности того, что психологи называют ведущей деятельностью - той формы активности, которая отвечает за результаты становления личности на каждом данном этапе. Типов этой деятельности также два, соответственно решаемым ими задачам. И вот, самое важное: ведущая деятельность ребенка, подростка, юноши или девушки не может возникнуть самопроизвольно, строиться только им самим. В ее создании младшему обязательно должен помочь человек из «Взрослого Мира» - более опытный, уже сформировавшийся, более умелый и знающий. Другое дело, что в нашей жизни этот «старший» далеко не всегда даже подозревает о своей роли. Далеко не всегда он способен в должной мере заботиться о ребенке, о его будущем. И даже не всегда он желает блага этому ребенку и всему обществу. Тем более сам растущий человек во все эти тонкости вдаваться не в состоянии: он всего этого не знает. Зато чувствует главное - то, чего он хочет. В младенчестве - общения с наиболее близким, с единственным, чаще всего - с мамой. Годом позже - занятий с предметами, изучение их и помощи в этом деле от более взрослых. Роли этих предметов в нашей жизни он еще не понимает, поэтому улавливает лишь их физические свойства [44, c. 91].

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [44, c. 100].

В первую очередь, на формирование личности влияет психологическая атмосфера в семье, отношение к ребенку со стороны родителей и других членов семьи, отношения между ними самими. Тут следует учитывать, что психика и интеллектуальные способности формируются в ребенке с младенчества. В это время дети особо чувствительны к эмоциональному и психическому состоянию окружающего их мирка. Гармоничные отношения в семье, которые, к сожаленью, бывают, не так часто, формируют «изначально гармоничного» человека, закладывают основы дальнейшего развития, учитывая, конечно, его особенности характера. Но, так как это случается не так часто, следует обратить внимание не на внешнее благополучие отношений в семье, а на их суть.  Несомненно, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания [16, с. 10].
1.3. Проблемы развития личности в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку), включение в новый вид деятельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении повой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю.

Проблемами младшего школьного возраста занимались многие психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Л.И. Айдарова, Ю.А. Полуянов и др. Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых потому, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился совсем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования. Задачи и содержание среднего образования пока до конца не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными [27, с.463].

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым[27, с.475].

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л.С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т. е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д.Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст [27, с. 476].

От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.

1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

2. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе [27, с.477].

Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать спои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки [47, c.121].

Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений,. по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих часто временных, случайных психических состояний в черты характера.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники (особенно ученики I и II классов) не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха [44, с. 459].

Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся III и даже II классов могут быть и такие обстоятельства. Если ребенок считает, что его недооценивают, что он не занимает в классе положение, которое он, по его мнению, заслуживает, то он порой озлобляется. В таких случаях дети могут становиться недисциплинированными, несговорчивыми, обидчивыми, упрямыми, недоброжелательными. Чуткое отношение воспитателей, правильная организация деятельности ребенка и его взаимоотношений с товарищами помогают вывести ребенка из этого состояния. С годами у детей все больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства, в частности моральные чувства — чувство долга, чувство советского патриотизма; ребенок постепенно начинает понимать, что такое Родина, много узнает о своей стране, о ее людях, природе. В доступной для ребенка форме у него растет и развивается чувство любви и уважения к Родине [44, 460].

В младшем школьном возрасте успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соответствующей деятельности и восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.

Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания коллективистических отношений. За несколько лет школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Первоклассники еще не чувствуют себя частью единого коллектива, они в каком-то смысле обособленны и независимы, нередко у них можно заметить проявления отчужденности, завистливости, наивного хвастовства. Коллектив начинает складываться тогда, когда под влиянием специальной работы учителя дети впервые начинают проявлять доброжелательный интерес к успехам и неудачам, достижениям и ошибкам одноклассников, проявлять взаимопомощь, начинают относиться к учебной деятельности как к делу всего класса. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Большое значение для формирования коллектива и коллективизма имеет организация октябрят, а затем и пионерская организация. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной, общественно полезной деятельности [30, с. 105].

Складывающиеся моральные нормы поведения в коллективе, чувства взаимопомощи и уважения друг друга переносятся и на личные дружеские и товарищеские отношения учащихся этого возраста, обогащаются так называемые межличностные отношения.

У школьников 3 класса опыт моральных взаимоотношений в коллективе богаче. На этой основе у ребят складываются более глубокие и прочные товарищеские и дружеские взаимоотношения, которые начинают играть все более значительную роль в формировании нравственных качеств характера. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть полезным товарищу, в согласовании своих действий п поступков, начинают формироваться более интимные дружеские чувства, которые выражаются в сочувствии, в стремлении поделиться с другом радостями и горестями. Разлады и конфликты, как правило, переживаются детьми уже серьезно и глубоко.

Если младший школьный возраст – это период начального знакомства с учебной деятельностью и овладения ее структурными компонентами, то к началу подросткового возраста учащиеся должны овладеть самостоятельными формами работы; это время развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности, учебно-познавательной мотивации. Учение теперь может осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Но такой путь развития познавательной активности возможен лишь тогда, когда интерес к учению становится смыслообразующим мотивом (учение переходит из области «значений» в область «личностных смыслов»), другими словами, важно, чтобы ребенку было интересно на уроках и хотелось учиться.

Рубеж 4-5-го классов, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе, к самому процессу обучения. Все это формирует негативное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять домашние задания; начинаются конфликты с учителями, нарушаются правила поведения в школе [ 27, с. 479].

Таким образом, анализируя проблемы, возникающие в связи с проблемами формирования личности младшего школьника, придем к выводу о том, что дети младшего школьного возраста (так же как и дошкольники) постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.

Благоприятно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.
Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка – хороший психологический климат в семье и в школе. Диагностика развития личности ребенка играет немаловажную роль для его создания. Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника [44, с. 461].

ГЛАВА II. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Общие условия, факторы семьи, влияющие на развитие личности младшего школьника.

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства [52, c. 70].

Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание ученых. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейн и многие другие.

Но, несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [17, с. 136].

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, образование родителей, в значительной мере определяют развитие жизненного пути ребенка. То, что человек приобретает в семье, сохраняется в течение всей его жизни. Именно в семье закладываются основы личности, с первый дней жизни под влиянием семьи начинает формироваться структура личности ребенка.

Именно в семье формируются основы личности, психические образования, которые выполняют две взаимосвязанные функции: самореализации и социализации. Социализация — это адаптация личности к обществу, а при помощи самореализации личность получает возможность осуществлять более удачные пробы.

Ценности и атмосфера семьи определяют то, насколько она становится средой саморазвития, и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого [14, с. 192].

Исследователи, например, С.А Беличев, К.Д. Подласый, П.К. Анохин выделяют такие функции семьи:

  • экономическую и хозяйственно-бытовую

  • функцию первичной социализации

  • воспитательную функцию

  • рекреационную и терапевтическую

  • репродуктивную

Предложенные функции сильно различаются в их реализации в нормальной и неблагополучной семье по отношению к детям.

Например, суть экономической и хозяйственно-бытовой функции заключается в поддержании достойного жизненного уровня всех членов семьи. Эта функция связана с накоплением материальных ценностей и вопросами наследования, и эта функция гарантирует социальную защищенность.

Функция первичной социализации

Человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. А.Н. Леонтьев писал, что взаимодействие ребёнка со средой, и, прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человеком культурой » играют первостепенную роль в становлении его личности [7, с. 387].

Семейная среда - это первая культурная ниша для развивающейся личности ребенка. От того, как организована среда воспитания родителями, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, средой саморазвития и самореализации ребенка [48, c. 99].

Рекреационная и терапевтическая функция.

Смысл этой функции в том, что семья должна быть той окружающей средой, где ребенок мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, не смотря на что: ни на статус, внешность, жизненные успехи, особенности в развитии. В семьях благополучных это присутствует не всегда, но в них ситуация приближена к комфортной иногда в полной степени, иногда только отчасти
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д icon«Образовательный менеджмент»
Руководитель магистерской программы – заведующая кафедрой педагогики и психологии ифмиэо нгпу, доктор педагогических наук, профессор...

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconПивнева Наталья Сергеевна, к ф. н., доцент, заведующая кафедрой социально-экономических...
Учебный процесс в филиале реализуется силами сотрудников кафедры «Социально-экономических дисциплин»

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconСписок лиц, допущенных к сдаче кандидатского экзамена по Истории...
Комиссия: д ф н., проф. Бугера В. Е., к ф н., проф. Гареев Э. С., к ф н., доц. Бондаренко Г. В

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconМетодические рекомендации по разработке, написанию и защите дипломных...
Составитель: Иванова Ю. Е. – преподаватель нчоу удомельский техникум информатики и вычислительной техники

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconВысшего профессионального образования «московский институт физической...
Исследования проблем психологического здоровья у детей дошкольного возраста в доме ребенка

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Работа представляет собой индивидуальное задание по изучаемой дисциплине и подготавливается к защите в завершающий период теоретического...

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconПрограмма предпрофильной подготовки для 9-х классов «психология и выбор профессии»
«Психология и выбор профессии» моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая, «Я и моя профессия», вышла...

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconРабочая программа кандидатского экзамена по 19. 00. 07 Педагогическая психология
Обучающийся за время обучения в аспирантуре обязан пройти промежуточную аттестацию по дисциплинам «История и философия науки»; «Иностранный...

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconРешением нтс ргсу от
Охватывает несколько научных специальностей, не по всем из которых диссертационному совету предоставлено право принимать к защите...

Психологический факультет специальность «психология» «Работа допущена к защите» Заведующая кафедрой, д псх н., проф. Санжаева Р. Д iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 и предназначены для оказания помощи обучающимся...


Философия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
fil.na5bal.ru
..На главную