Презентация «Великие математики» Презентация «Математическая игра»

fil.na5bal.ru > Математика > Презентация
Праздник

«Великие Математики»

Провели:

учителя ГБОУ школа-интернат №7 г. Москвы

Елисеева Т.В. и Филиппова Н.А.

2012-2013 уч.год

Цели: - пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету математика; развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности.

Задачи:

1. Расширять кругозор учащихся.

2. Расширить знания учащихся по предмету математика.

3. Расширять математический словарь.

1. Развивать навыки хорошего поведения в обществе, навыки общения.

2. Учить решать нестандартные задачи.

1. Учить применять математические знания в различных ситуациях.

2. Формировать навыки сотрудничества, работы в команде, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Презентация «Великие математики»

4. Презентация «Математическая игра»

5. Таблица оценивания для жюри

Ход мероприятия

Ведущий. В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать – всё то, что метко называют одним словом – «смекалка».

Смекалку можно воспитать и развить постоянными и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач как школьного курса, так и задач, возникающих на практике, связанных с наблюдениями окружающего нас мира вещей и событий.

Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

Ни одно производство, ни одно открытие, ни одно строительство не может обойтись без математики.

Ученик. В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе

Математику узнать.

На войне ли современной,

В годы ль мирного труда,

При расчетах непременно

Математика нужна.

Ведущий. Итак, без сомнения, математика нужна всем вне зависимости от рода занятий и профессии. Однако для разных людей необходима и различная математика: для продавца может быть достаточно знаний простейших арифметических операций, а для истинного естествоиспытателя обязательно требуются глубокие знания современной математики, поскольку только на их основе возможно открытие законов природы и познание ее гармонического развития. Известно, что еще в древние времена математике придавалось большое значение. Девиз первой академии – платоновской академии – «Не знающие математики сюда не входят» - ярко свидетельствует о том, насколько высоко ценили математику на заре науки, хотя в те времена основным предметом науки была философия.

Ученик. Простейшие в современном понимании математические начала, включающие элементарный арифметический счет и простейшие геометрические измерения, служат отправной точкой естествознания.

«Тот, кто хочет решить вопросы естественных наук без помощи математики, ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является», - утверждал Галилео Галилей.

Ведущий. Многие ученые занимались изучением математики как науки. Мы познакомим вас с некоторыми великими математиками, благодаря открытиям которых мы сейчас имеем возможность записывать цифры, выполнять различные вычисления как устно, так и письменно, решать уравнения и задачи, измерять и строить геометрические фигуры и т.д.

Пифагор

Ученик. Пифагор Самосский, древнегреческий ученый, великий философ, мудрец, математик.

За Пифагором числится невероятное количество открытий. В арифметике известна его таблица для умножения чисел. В геометрии – это знаменитая и любимая всеми теорема Пифагора и присказка к ней «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Также построение отдельных многогранников и многоугольников. В географии и астрономии – одним из первых выразил гипотезу, что Земля круглая, а также считал, что мы не одиноки во Вселенной. В нумерологии – в наше время нумерология стала известной и довольно популярной, но именно Пифагор совместил числа с прогнозами на будущее. Эти открытия Пифагор сделал более двух с половиной тысячелетий назад.

Евклид

Ученик. Геометрия, как и другие науки, возникла из потребностей практики. Само слово «геометрия» греческое, в переводе означает «землемерие».

Люди очень рано столкнулись с необходимостью измерять земельные участки. Это требовало определенного запаса геометрических и арифметических знаний. «По дошедшим до нас египетским папирусам и древневавилонским текстам видно, что уже за 2 тысячи лет до нашей эры люди умели определять площади треугольников, прямоугольников, вычислять площадь круга. Сведения по геометрии вскоре стали необходимы не только при измерении земли. Развитие архитектуры, а несколько позднее и астрономии предъявило геометрии новые требования. И в Египте, и в Вавилоне сооружались храмы, строительство которых могло производиться только на основе предварительных расчетов. И все же, несмотря на то, что человечество накопило такие обширные знания геометрических фактов, геометрия как наука еще не существовала. Первым геометром стал Евклид.

О жизни Евклида почти ничего не известно. До нас дошли только отдельные легенды о нем. Одна из легенд рассказывает, что царь Птолемей решил изучить геометрию. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Тогда он призвал Евклида и попросил попроще объяснить содержание геометрии тем, кто не силен в этой науке «К геометрии нет царской дороги!», — ответил ему ученый. Так в виде легенды дошло до нас это ставшее крылатым выражение.

Евклид основал в Александрии — столице Египта — математическую школу и написал для ее учеников свой большой труд по геометрии, объединенный под общим названием «Начала».

«Начала» состоят из 13 книг, построенных по единой логической схеме. Каждая из книг начинается определением понятий (точка, линия, плоскость, фигура и т. д.). До двадцатого века книга считалась основным учебником по геометрии не только для школ, но и для университетов. Знание основ Евклидовой геометрии является ныне необходимым элементом общего образования во всем мире.

Франсуа Виет

Ученик. Франсуа Виет - замечательный французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления.

Находясь на государственной службе, Виет оставался ученым. Он прославился тем, что сумел расшифровать код перехваченной переписки короля Испании с его представителями в Нидерландах, благодаря чему король Франции был полностью в курсе действий своих противников. Код был сложным, содержал до 600 различных знаков, которые периодически менялись. Испанцы не могли поверить, что его расшифровали, и обвинили французского короля в связях с нечистой силой.

К этому времени относятся свидетельства современников Виета о его огромной трудоспособности. Будучи чем-то увлечен, ученый мог работать по трое суток без сна.

Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и данные величины, т. е. ввел понятие математической формулы. Виет показал, что, оперируя с символами, можно получить результат, который применим к любым соответствующим величинам, т. е решить задачу в общем виде. Это положило начало коренному перелому в развитии алгебры: стало возможным буквенное исчисление.
Карл Фридрих Гаусс

Ученик. Карл Фридрих Гаусс – выдающийся немецкий математик, астроном и физик, считается одним из величайших математиков всех времён, «королём математиков». Его отец, садовник и фонтанный мастер, славился искусством быстро и легко считать. Эта способность перешла к сыну, говорившему позднее, что он “умел считать раньше, чем говорить”. Уже в двухлетнем возрасте мальчик показал себя вундеркиндом. В три года он умел читать и писать, даже исправлял счётные ошибки отца. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат. До самой старости он привык большую часть вычислений производить в уме. Гаусс доказал возможность построения с помощью циркуля и линейки любого правильного многоугольника, например, семнадцатиугольника. Этим открытием Гаусс очень дорожил и завещал изобразить на его могиле правильный 17-угольник, вписанный в круг.

Гаусс любил говорить, что математика — царица наук, а теория чисел — царица математики.

Чебышёв Пафнутий Львович

Ученик. Чебышёв Пафнутий Львович – великий русский математик и механик. За работу "Вычисление корней уравнений" по теме, предложенной факультетом в Московском университете, Чебышёв награждается серебряной медалью, а его докторская диссертация "Теория сравнений" удостоена специальной премии Петербургской Академии наук. Он оставил после себя исследования в интегральном исчислении, в теории чисел, теории вероятностей, геометрии, баллистике, теории механизмов и других областях знаний. П.Л.Чебышёв занимался вопросами практики, стремился связать теорию математики с естествознанием и техникой.
Ковалевская Софья Васильевна

Ученик. Ковалевская Софья Васильевна – русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии. В 1888 году Парижская академия наук присуждала премию за лучшую научную работу, посвященную движению твердого тела, имеющего одну неподвижную точку. Эту задачу называли также задачей о движении волчка - ведь все точки быстро вращающегося волчка находятся в движении, за исключением конца острия, которым волчок касается пола. Волчки привлекали к себе внимание не только детей, но и солидных ученых - слишком удивительны были свойства вращающихся тел. Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей работу под девизом: "Говори, что знаешь, делай, что должен, будь, чему быть". В ней содержалось решение задачи о движении несимметричного волчка. Автор работы проявил не только большой математический талант, но и незаурядную эрудицию: в работе были использованы самые новейшие достижения математики того времени. Когда вскрыли конверт с именем автора, неожиданно оказалось, что самую лучшую работу написала единственная женщина, занимавшая в то время должности профессора математики, - Софья Васильевна Ковалевская.
Архимед

Ученик. Об Архимеде – великом математике и механике – известно больше, чем о других ученых древности.

Историки древности Полибий, Ливий, Плутарх мало рассказывали о его математических заслугах, от них до наших времен дошли сведения о чудесных изобретениях ученого, сделанных во время службы у царя ГиеронаII. Легенда рассказывает, что Архимед соорудил систему блоков, с помощью которой один человек смог спустить на воду огромный корабль, крылатыми стали произнесенные тогда слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Известен также винт Архимеда. (слайд 11)

Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города невиданными машинами: мощные катапульты прицельно стреляли каменными глыбами, в бойницах были установлены метательные машины, выбрасывающие грады ядер, береговые краны поворачивались за пределы стен и забрасывали корабли противника каменными и свинцовыми глыбами, крючья подхватывали корабли и бросали их вниз с большой высоты.

В «Истории Марцелла» Плутарх описывает ужас, царивший в рядах римских воинов: «Как только они замечали, что из-за крепостной стены показывается веревка или бревно, они обращались в бегство с криком, что вот Архимед ещё выдумал новую машину на их погибель». (слайд 12)

Известна история о золотом венце царя. Чистоту его состава Архимед проверил при помощи найденного им закона выталкивающей силы, и его возгласа «Эврика!», т.е. «Нашел!». (слайд 13)

Ведущий. Сегодня мы показали вам, как долог путь становления, развития и совершенствования математики как науки и как обширна его география. Талантливые ученые всего мира вкладывали и вкладывают частичку своей души в этот процесс. И пусть мы с вами не станем Пифагорами или Архимедами, но постичь правила выполнения элементарных арифметических действий можем. А насколько мы уже преуспели в этом процессе, попробуем проверить в игре. (Презентация «Математическая игра»).

Похожие:

Презентация «Великие математики» Презентация «Математическая игра» iconКлассный час презентация «История Благотворительности в России»
Парфентьева Наталья Юрьевна, учитель математики высшей квалификационной категории

Презентация «Великие математики» Презентация «Математическая игра» iconПрезентация (о разновидностях кукол оберегов) Презентация кукла оберег...