Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…»


fil.na5bal.ru > Культура > Внеклассное мероприятие
Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2015 – 2016 учебный год)


Номинация: Организация досуга и внеклассной деятельности



Разработка внеклассного мероприятия «Вначале было слово…»

Автор работы: Пятилетова Ольга Павловна, педагог-библиотекарь



Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная

школа № 53 Бикинского муниципального района Хабаровского края

Внеклассное мероприятие

«Вначале было слово…»


Педагог – библиотекарь Пятилетова О.П.

Хабаровский край

Город Бикин

МБОУ ООШ №53

Форма проведения: путешествие в прошлое.

Цели урока:

  • Познакомить детей с историей письменности: узелковым письмом и рисунчатым, клинописью; с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой

  • Развивать у детей мыслительную активность, умение рассуждать;

  • Способствовать развитию у детей творческого воображения, внимания, логического мышления, смекалки;

  • Формировать бережное отношение к книгам.

Ход мероприятия:

Библиотекарь: Слово «культура» часто встречается в нашей речи. Ребята как вы понимаете слово «культура»? (Ответы детей). Мы говорим «культура поведения» и «сельскохозяйственная культура», «культура Древней Греции» и «массовая культура». (слайд 1)

Дело в том, что слово «культура», пришедшее к нам из латинского языка, имеет множество значений. Древние римляне обозначили этим словом возделывание злаков, воспитание, образование, развитие, почитание.

В современном понимании культура – совокупность (соединение) достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Проще говоря, все, что создано людьми за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда – всё это (и многое другое) и есть культура. (слайд 2)

Письменность

Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникает в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатрах, правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном» мире.

А ведь было время, когда люди не умели ни писать, ни читать. И вовсе не потому, что все поголовно были глупыми, просто людей было так немного, а их знания об окружающем мире были так малы, что записывать ничего не требовалось. И история семьи, и обычаи, и легенды, и сведения об охотничьих тропинках, и все остальное, что необходимо было значь человеку в древности, прекрасно умещалось в памяти.

Но время шло, знания людей расширялись, они уже не умещались в памяти одного человека – вот тогда и возникла письменность. (слайд 3)

Заранее подготовленные ребята делают небольшие сообщения.

Ученик 1: Древнюю письменность мы называем «пиктографией» - рисуночным письмом. Такие рисунки ученые обнаружили в одной из пещер. И мы можем только предполагать, о чем здесь идет речь. (слайд 4,5,6)

Библиотекарь: А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Представьте себе, пользуются. Самые внимательные пешеходы наверняка уже догадались. Самые распространенные пиктограммы (надписи - рисунки) – дорожные знаки. Пиктограммы помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке. (слайд 7)

Иероглифы

Ученик 2: Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена». Сейчас этим словом мы называем систему письма, которой в глубокой древности пользовались в Египте, (слайд 8,9) а в наше время – в Китае и в Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков. (слайд 10)

Иероглифы

Ученик 3:

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыба, звери, птица, точки, загогулины, кружочки…

Все знакомые почти, а попробуй – ка, прочти!

Вот в квадрате лев скучает –

Что же это означает?

Цапля гордая стоит –

Что она в себе таит?

Буква это или сразу вся египетская фраза?

Может, кончилась строка возле рыбы и цветка?

Овладеть бы вдруг случайно нам египетскою тайной!

Чтоб никто другой не мог разгадать секретных строк.

В иероглифах без риска

Я б писал тебе записку:

Рыба, взятая в кружок, цапля с клюшкой и конек.

Ну, а ты бы понял сразу зашифрованную фразу,

Пообедал бы скорей. Олег Тарутин

Клинопись

Ученик 4: Письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к нам народы, получила название «клинопись».

Каждый значок этого письма состоит из различных сочетаний клинышков и обозначает звук, слог или слово. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце. (слайд 11,12)

Библиотекарь: Трудно ли читать и писать по - русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, у греков – вообще из 24, а у русских – целых 33 буквы!

А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно - с 1918 года, а раньше…

Раньше была кириллица – азбука, составленная в конце IX – в начале X века Кириллом и Мефодием. (слайд 13)

Братья Кирилл и Мефодий родились, жили в городе Солуне. Они знали язык греков и славян.

Мефодий был военачальником. После ухода с военной службы он оставил мирскую жизнь, постригся в монахи в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

Кирилл с детства удивлял всех своей начитанностью и способностью к языкам. Он получил всестороннее образование. Он был священником и получил службу библиотекаря у патриарха в храме Святой Софьи. (слайд 14) Должность библиотекаря была очень значимой, поскольку библиотекарь (хартофилакс, т. е. хранитель рукописей) замещал патриарха во всех делах управления церковью, когда тот не мог принять личного участия в них. Кирилл и Мефодий заложили фундамент письменной культуры славян. Изобретение новой письменности было подчинено величайшей культурной задаче: с помощью славянской письменности были записаны переведенные с греческого языка на язык славян тексты христианского богослужения. Велико значение просветительской деятельности двух братьев, давших славянам письменность на родном языке. Их труд состоял не просто в изобретении новых знаков для письма. Они организовали богослужение на славянском языке, перевели с греческого необходимые для этого книги и создали новый литературный язык для народа не имевшего его раннее. (слайд 15)

Библиотекарь: КИРИЛЛИЦА одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Создана она на основе греческого уставного письма в конце IX – в начале X века с добавлением нескольких букв. Первоначально кириллица состояла из 36 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава, а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи. (слайд 16)

К древнейшим из сохранившихся памятников, написанных кириллицей, относятся «Остромирово Евангелие» (1056 – 1057 гг.), берестяные грамоты, библейские тексты на вощеных дощечках. (слайд 17)

Буквы кириллицы имели названия, происхождение которых не вполне ясно: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, зело, земля, иже, люди… Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслите – аз - мыслите – аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Ох, трудно азбуку выучить!

Буквы кириллической азбуки имели кроме звукового еще и числовое значение. Для указания, что буква обозначает число, использовалась система обозначений: с обеих сторон буква выделялась точками, и над ней ставился знак «титло». В 1708 году в России она была реформирована. Легла в основу русского алфавита. (слайд 18,19)

Библиотекарь: ГЛАГОЛИЦА одна из двух славянских азбук. От кириллицы отличается формой букв. Глаголический алфавит состоит из 40 букв. 39 букв служили для передачи тех же звуков, что и буквы кириллицы. Форма букв глаголицы сложна и замысловата. Она включает в себя черты, петли, овалы и полуовалы. (слайд 20,21)

В 1708 году Петр Первый упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт». Сохранялись эти сложности русской грамматики до 1918 года, когда была проведена очередная реформа орфографии (правописания), Число букв сократилось до 33.

Несмотря на реформы Петра Первого, основоположниками азбуки являются Кирилл и Мефодий.

В календаре это событие отмечено 24 мая как День славянской письменности и культуры, в память Кирилла и Мефодия. (слайд 22)

Библиотекарь: Обращение к книге стало для нас настолько привычным, что мы редко думаем о ней, как о чуде, пришедшим из глубины веков. Сейчас уже невозможно точно установить, кем и в каком году была создана первая книга. (слайд 23)

Библиотекарь: Рассказать о самой первой напечатанной книге невозможно, так как ни одна библиотека в мире не обладает такими сведениями. Зато о первых рукописных книгах известно много интересных фактов. Ведь до изобретения печатного станка она была каменной, глиняной, восковой, тростниковой, деревянной, шелковой, кожаной. (слайд 24 - 29)

Библиотекарь: Вся история человечества отражается в истории книги, а история книги является неотъемлемой частью истории человечества. Развитие науки, искусства, техники влияет на развитие книги. А без книги не может быть ни науки, ни искусства, ни техники.

Библиотекарь: И в стариннейших рукописях и в новейших книгах можно найти слова мудрецов, поэтов, ученых, преисполненные величайшего уважения к книге. Хочется привести несколько таких высказываний. В одной из самых старых русских книг «Пчеле» говорится: «Ум без книг, аки птица спешена. Якож она возлетати не может, такоже и ум недомыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное». (слайд 30)

Азбука XVII века подхватывает: «Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак закрывает, а книжную премудрость и вся тварь сокрыти не может». (слайд 31)

Библиотекарь: От древнегреческого философа Аристотеля, который сказал: «Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует». (слайд 32) До Горького, воскликнувшего: «Книга для меня – чудо». (слайд 33)

Библиотекарь: А теперь немного поиграем. «В мире слов, букв и звуков»

  1. Конкурс «Наборщик» Из звуков (букв) одного слова составьте как можно больше слов. ЗДОРОВЬЕ (слайд 34)

  2. «Один звук, марш!» Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость. Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, упасть, краска, стол, тепло, беда, экран. (слайд 35)

«Один звук, марш!» Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот - крот. Роза, рубка ,стол, дар, клад, лапа, шар, усы, укус (слайд 36)

«Один звук, марш!» Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, ножка, клин, свет, полено, рамочка. (слайд 37)

  1. Перед вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы. Этими значками можно было записать простые слова. Расшифруйте это слово. (слайд 38)

  2. Расшифрует предложение. (слайд 39)

  3. «Собери пословицу»

дождь что ума, для всходов книга теплый для в утешает счастье несчастье книга в а украшает,

тепло, хлеб а питает разум книга питает (слайд 40)

Библиотекарь: Хотелось выразить великую благодарность тем, кто создавал книги, кто переписывал их, кто искал способ их печатать и тем сделать достоянием многих. Вспомнить и тех, кто трудился над книгой когда – то, и тех, кто создает ее сейчас. Тех, кто ее пишет. Набирает. Печатает. Переплетает. Тех, кто создает для книги шрифты и бумаги. Строит печатные машины. Изобретает новые способы печати. Думает над книгой будущего. Поклониться тем, кто собирал библиотеки. Изучал историю книги. Служил книге. И прославлял ее. Хотелось передать чувство любви и уважения пишущего к читающим. Ибо без них нет книги. Книга рождается не тогда, когда она задумана, даже не тогда, когда она написана, а тогда, когда она прочитана.

Но прекрасно быть читателем, который читает. И тогда не поздно постараться им стать. К тому, кто стремится стать настоящим читателем, обращается книга без конца. (слайд 41)
Литература

  1. Баоренбаум И.Е. История книги / И.Е. Баоренбаум – М.: Книга, 1984.

  2. Ильин М. Сто тысяч почему/ М. Ильин. – Л.: Дет. Лит., 1989.

  3. Львов С.Л. Книга о книге: книга для учащихся старших классов/ С.Л. Львов – М., 1980.

  4. Чирва А.Н. Книга в твоих руках: книга для учащихся/ А.Н. Чирва. – М.: Просвещение,1985.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие педагогов моу сош №2
Внеклассное мероприятие по математике: «Страницы истории…Война 1812 года…»в 7 классах

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие "Мир профессий"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Хилок

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие по математике
Создать деятельную, творческую обстановку в процессе игры, благотворно влияющую на эмоциональность, психику учащихся

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие по математике
Автор разработки: Кырнышева Светлана Александровна, учитель математики 1 квалификационной категории, моу «Чимская оош» Республики...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» icon«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А. И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconСпустя столетия о дворянском роде елчаниновых
«Неужели это было?», которая вначале была задумана как создание истории своей личной семьи (деды, бабушки, мама, папа, близкие и...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие по математике «Студия мтв представляет шоу «Математическое ассорти»
Цели и задачи: пробуждать и поддерживать интерес к математике как учебному предмету. Развивать логическое мышление, смекалку, умение...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие «В кругу друзей» Автор: Шелковникова Марина...
Формирование у детей этнокультурной компетентности: знакомство с культурой бурятского народа, развитие познавательных навыков через...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие "Физика и народное творчество"
Цель: установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть...

Внеклассное мероприятие «Вначале было слово…» iconВнеклассное мероприятие по математике
И этому есть много примеров. Но сегодня я хочу окунуть вас в историю математики и показать, как она развивалась, какие великие открытия...


Философия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
fil.na5bal.ru
..На главную