При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке


fil.na5bal.ru > Экономика > Документы



ПРОБНЫЙ ЕГЭ ПО

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант 5

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке, ном которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что из приведённого ниже характеризует переход от индустриального к информационному обществу?

  1. резкий рост социального неравенства

  2. складывание свободной рыночной экономики

  3. развитие электронных средств массовой коммуникации

  4. формирование демократического государства

А2. Искусство, в отличие от других форм (областей) культуры,

    1. основано на вере в сверхъестественное

    2. воздействует на духовный мир человека

    3. отражает действительность в образно-символической форме

    4. комплексно описывает и объясняет события и явления

А3. Илья Анатольевич работает учителем истории. Он честный и порядочный человек. В свободное время он занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Илью Анатольевича, прежде всего, как

      1. профессионала

      2. индивида

      3. личность

      4. танцора

А4. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные, позволяет сформулировать новые теоретические задачи.

Б. Результаты научного исследования фиксируются только в форме теории.

        1. верно только А

        2. верно только Б

        3. верны оба суждения

        4. оба суждения неверны

А5.Что отличает рыночную экономическую систему?

          1. централизованное ценообразование

          2. профицит государственного бюджета

          3. экономическая свобода производителей

          4. автоматизация и компьютеризация производства


А6. Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

            1. даровыми благами

            2. факторами производства

            3. издержками

            4. материальными потребностями

А7. Что составляет одну из статей расходов государственного бюджета?

              1. возврат кредитов странами-должниками

              2. финансирование оборонного заказа

              3. прибыль государственных предприятий

              4. акцизные пошлины на табачные изделия





А8. На рисунке отражены изменения спроса на недорогую

кухонную мебель на соответствующем рынке (линия спроса D переместилась в новое положение Dx). (Р — цена товара, Q — количество товара.)


P

S S1

Q

Это перемещение может быть связано с

1). совершенствованием технологии производства кухонной мебели

2). уменьшением издержек производителей кухонной мебели

3). снижением налогов с небольших мебельных производств 4). увеличением объемов строительства нового муниципального жилья

А9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. В систему косвенных налогов включены акцизы

Б. Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с и имущества граждан и организаций

    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

А10. В стране Z некоторые слои населения ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. В данном факте отражается

                    1. социальная мобильность

                    2. социальное неравенство

                    3. социальная структура

                    4. социальный контроль





А11. Учёные опросили жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?».

Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.

70

60

50

40

30

20

Некоторые люди генетически предрасположены отклоняещему поведению

Отклоняющееся поведение является следствиемпсихологических качеств черт характера

Отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека

Люди попадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющееся поведение

Какой вывод можно сделать на основе данных гистограммы?

1). Доля тех, кто считают, что отклоняющееся поведение является следствием п< хологических качеств, черт характера, ниже среди девушек, чем среди юногт

  1. Наибольшие доли опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся : ведение связано с образом жизни человека.

  2. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах отмечают биологические при1 ны отклоняющегося поведения.




  1. Доля тех, кто считают, что окружение определяет отклоняющееся поведение ловека, выше среди юношей, чем среди девушек.




  1. Доля тех, кого считают, что окружение определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди юношей, чем среди девушек


А12. Верны ли следующие суждения о социальной группе

А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки

Б. Отношения в любой социальной группе обязательно регулируется официальными документами

            1. верно только А

            2. верно только Б

            3. верны оба суждения

            4. оба суждения неверны

А 13. Что свойственно любому государству?

  1. конкуренция политических партий

      1. наличие представительных органов власти

      2. правоохранительная деятельность

4)высшая ценность прав и свобод человека

А14. Понятие «партийная система» характеризует совокупность

        1. негосударственных и непартийных объединений, воздействующих на государственную власть

        2. политических партий и их взаимодействий в том или ином государстве

        3. принципов формирования высших органов власти


        4. А15
          методов осуществления государственной власти

А15. Государство Z — федеративная республика. Какая дополнительная информация поможет сделать вывод, что в государстве Z установился демократический политический режим?

          1. Субъекты федерации обладают определённой политической самостоятельностью.

          2. Страна Z разделена на пять областей.

          3. В стране Z права и свободы граждан гарантированы законом.

          4. В стране регулярно проводятся выборы.




А16. Верны ли следующие суждения об организациях, представляющих гражданское общество?

А. Гражданское общество представляют неправительственные правозащитные организации.

Б. Гражданское общество в РФ представляют Федеральное Собрание РФ и Общественная палата РФ.

            1. верно только А

            2. верно только Б

            3. верны оба суждения

            4. оба суждения неверны

А17. Среди перечисленных источников современного российского права приоритет имеют

              1. указы Президента РФ

              2. постановления Правительства РФ

              3. правовые прецеденты

              4. законы РФ

А18. Одна из сторон в гражданском судопроизводстве —

                1. ответчик 3) судья

                2. свидетель 4) эксперт

А19. Предприятие Z, производящее молочные продукты, своей главной целью имеет извлечение прибыли. Оно проводит подписку на выпускаемые им ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма предприятия Z?

                  1. производственный кооператив

                  2. унитарное предприятие

                  3. акционерное общество

                  4. хозяйственное товарищество

А20. Верны ли следующие суждения о призыве на военную службу?

А. Призыву на военную службу подлежат все граждане РФ в возрасте от 18 до 27 лет.

Б. За уклонение от прохождения военной службы по призыву установлена угол с ная ответственность.

верно только А •

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов Л? 1 справа от номер соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, зап» тых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишит в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами

В1 Запишите слово пропущенное в таблице

Формы культуры

Характеристики

массовая культура

популярная культура, преобладающая среди широких слоёв населения в конкретном обществе

культура

культура, рассчитанная на узкий круг по- требителей, подготовленных к восприятятию сложных по форме и содержанию произведений

Ответ:

.В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к вил деятельности.

игра; 2) труд; 3) мобильность; 4) познание; 5) общение; 6) сознание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

В3. Установите соответствие между примерами социальных общностей и критериями социальной стратификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.




ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

  1. владельцы акций Б) зажиточные слои

  2. научная элита Г) неимущие

Д) политическая элита




КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

    1. объём власти

    2. доход (богатство)

    3. уровень образования, престиж профессии



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

д




















Ответ:




В4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики рационального познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. отражение в сознании человека внешних свойств предмета

      2. отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

      3. фиксация существенных свойств предмета

      4. сохранение в памяти обобщённого образа предмета

      5. утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

      6. логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

Ответ:_______________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

        1. Глобальные проблемы — проблемы, создающие угрозу выживанию человечества как биологического вида. (Б) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб — международную неправительственную организацию, цель которой — изучение глобальных проблем современного мира.

        2. Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста имеют

          1. фактический характер

          2. характер оценочных суждений

          3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

д
















В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с___________А

той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных объединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются улучшение (Б)

и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление (В)

подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов — снижение ___________ (Г) работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты __________________ (Д)

нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) > жет быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый п пуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуе: для заполнения пропусков.

Список терминов:

            1. условия труда

            2. профессиональность

            3. риск гибели

            4. специальные законы '

            5. льготы

            6. заработная плата

            7. особенности

            8. фирмы-покупатели

            9. страхование

А

Б

В

Г

д

Е



















В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова, пишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.


В7. Партия V создала сеть первичных организаций в различных уголках страны. Ч ны политического совета партии избраны в различные федеральные и местные ганы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, является < ронницей построения правового и социального государства. Выберите в приве; ном ниже списке характеристики данной партии и запишите цифры, под которь они указаны. кадровая

              1. консервативная

              2. социалистическая

              3. правящая

              4. массовая

              5. революционная

Ответ:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение; 2) чувственное познание; 3) представление; 4) восприятие; 5) образ объекта.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (CI—С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. '

Прочитайте текст и выполните задания CI—С4.

Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, как «семейную координату» социальной системы. Усилия социума направлены на поддержание собственного существования в постоянно изменяющихся условиях жизни, в том числе под воздействием человеческой деятельности. Существование социальной системы имеет две стороны: существование социальных взаимосвязей, социальной структуры вместе с носителями социальных статусов, людьми, и воспроизведение, воссоздание вновь социальных сетей и структур, а также самих людей как индивидов, численное замещение одних поколений другими, что позволяет заполнять места в иерархической организации в связи с выбытием или физической смертью носителей статусов и ролей. При этом ничего не говорится о воспроизводстве людей как личностей — личность как система социальных, психологических и физиологических качеств уникальна, следовательно, невоспроизводима. Поэтому в социологии и демографии говорят о воспроизводстве населения (поколений), а не о «воспроизводстве» людей. Если бы сущность личности сводилась к инструментальному олицетворению статуса и функционирована в качестве исполнителя социальных ролей, то ни о каких социальных измененаj не было бы упоминания, не было бы никакой истории — торжествовало бы повторение пройденного, копирование уже созданного.

Поскольку же смена поколений сопровождается социализацией личности, становлением, «деланием» человеческого Я прежде всего в семье, постольку наблюдаются изменения в поведении, образе жизни, в исполнении старых ролей и изменения, связанные с инновациями самих структур. Таким образом, воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формировании функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуру и институты, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют демографические процессы, вследствие чего режим воспроизводства населения может оказаться менее или более благоприятным. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей...

Семья занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи порождению — социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет собственное существование продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевы исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё о; измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого обществ.
С1. Какие две стороны существования социальной системы отмечены авторами?

С2. Чем по мнению авторов, характеризуется воспроизводство населения? Используя текст, приведите два объяснения связи демографических и социальных процессов.

С3. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами деятельность семьи по обеспечению других социальных институтов статусно- ролевыми исполнителями и кратко поясните каждый свой пример.

С4. Используя обществоведческие знания, объясните, как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложени: одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда, и одно предложение расчкрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.
С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.

С7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на Вашу жизнь, на положение дел в стране?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответов

Влияют (% от числа отвечавших)

на мою жизнь

на жизнь страны

Президентские выборы

23

54

Парламентские выборы

4

11

Выборы в законодательные собрания регионов

5

3

Выборы в органы местного самоуправления

27

10

Никакие не влияют

20

12

Все влияют

7

3

Затрудняюсь ответить

14

7

Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней: а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познавательная деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.5).

С9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).







С9.1




Философия

«Прогресс — это способ человеческого бытия». (В. Гюго)







С9.2




Экономика

«Время — это друг успешного бизнеса и враг слаборазвитого» (У. Баффет)







С9.3




Социология,

социальная

психология

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать из законы и суды». (О. Мирабо)







С9.4




Политология

«Лозунг истинной демократии — не "Пусть это сделает правительство", а "Дайте нам сделать это самим"». (Д. Эйзенхауэр)







С9.5




Правоведение

«Безнаказанность для преступника, как овация для актёра (Э. Севрус)

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5 выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке icon1 часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке,...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconПробный егэ по обществознанию вариант 4 Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке,...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке icon4 часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—Л20) поставьте знак «х» в клеточке,...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconВ период нэпа: завершилась коллективизация крестьянских хозяйств;...
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconЗапишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите...
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconОтветами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или...
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,...

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1—А20) поставьте знак «х» в клеточке iconОтветами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или...
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,...


Философия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
fil.na5bal.ru
..На главную